Home ] Этап 1 ] Этап 2 ] [ Этап 3 ] Этап 4 ] Этап 5 ] Этап 6 ] Этап 7 ] [ Этап 8 ]
ENGLISH VERSION

ДОРОГАМИ РОССИИ ЭТАП 3

Июнь 1997 года.

Район: река Лена.

Маршрут: ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ: Усть-Кут (30.05–02.06) — Верхнемарково — Тира (03.06) — Макарово — Киренск — Алексеевск — Чечуйск — Золотой — Дарьина — Коршуново (04.06) — Частых — Визирный (05.06) — Садки — Чуя — РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) — Витим — Пеледуй — Ярославский — Ленск (06–07.06) — Салдыкель (08.06) — Нюя — Турукта — Чапаево — Мача — Дельгей — Дабан — Олекминск — Хоринцы (09.06) — Саныяхтах — Бестях — Нижний Бестях (10.06) — Якутск (11.06) (категория сложности — многодневное путешествие).

Продолжительность: без подъездов – 9 дней (03.06.97 – 11.06.97).

Протяженность: сплавом (моторным) 1979 км.

Чистое ходовое время: 97 час. 50 мин.

Средняя скорость: 20.2 км/час.

Участники (7): Михаил СЕМЕНОВ (руководитель), Андрей БРАЗГИН (художник, фотограф), Андрей ЗОРИН (ремонтник), Константин МЕРЖОЕВ (завснар), Олег НЕЖДАНОВ (руководитель мотогруппы), Сергей ПОДКОРЫТОВ (участник мотогруппы), Владимир РОМАНЕНКО (видеооператор).

На этом отрезке пути возникла масса трудностей. В связи с многочисленными неплатежами и разорением Ленского пароходства общий спад производства привел к тому, что объем речных перевозок снизился в 20 раз по сравнению с 1990 г. Если в 80-е годы паром Усть-Кут — Хандыга ходил по нескольку раз в неделю, то за весь 1996 год он совершил всего два рейса! К моменту прибытия экспедиции в Усть-Кут до Якутска не отправлялось еще ни одно судно.

За два месяца до начала экспедиции мы разослали около полутора сотен писем в различные районы России по маршруту экспедиции. В них участники экспедиции обращались за помощью, спрашивали советы по преодолению того или иного участка пути, интересовались состоянием дорог. Одно из таких писем было отправлено в Усть-Кутский речной порт Осетрово. Далеко не на все письма мы получили ответы, но из Осетрово позвонил заместитель начальника порта Дерун Александр Григорьевич и сообщил, что на месте поможет решить наши проблемы. благодаря его помощи наша команда 31 мая была погружена на судно СОТ-1126, идущее до Ленска. Однако решение всевозможных организационных вопросов позволило судну поднять якорь только вечером 3 июня. Причина нашей задержки была в отсутствии подписи одного бюрократа, который отдыхал на даче, подставляя свое тело палящим лучам сибирского солнца.

Под веселую музыку из судовых динамиков, разрывающую ленскую тишину, экспедиция отправилась навстречу новым приключениям. В 16.30 наш СОТ задрожал от заработавших дизелей и начал медленно разворачивать свой огромный корпус (длина этого сухогруза озерного типа больше ста метров). У всего экипажа и у нас вырвался вздох облегчения. В эти полдня мы прошли 150 км и остановились ночью в 23.40 за поселком Макарово.

Лена очень живописна. Берега реки в основном покрыты лесом хвойных пород. Довольно много поселков и деревень. Все они жилые, земля обрабатывается. Дома деревянные. На песчаных отмелях много лодок и брошенных барж, толкачей, катеров, буровых установок.

 Ниже по течению наблюдали несколько покинутых жителями деревень. Дома с черными глазницами выбитых окон смотрели на нас с нескрываемой печалью. Вообще брошенное жилье оставляет на душе грустный осадок. Становится очень тоскливо.

— Когда-то, — говорит капитан, — здесь было очень много поселений, но время идет, как государство, так и люди претерпевают изменения. Правительство забывает о тех, кто живет в отдалении от основных скопищ людей.

Обрывистые берега реки обнажают складчатое строение окрестных сопок, порода красного цвета типа половых красок. Подплыли к древнему городу Киренску. В порту много судов разных модификаций, все в основном на длительном приколе. Город стоит на слиянии двух рек — Лены и Киренки. Дома расположены в нескольких метрах от воды, часто бывают затоплены, как говорят наши речники. Город питается электричеством от Братской ГЭС, продукты доставляются сюда по воде и по воздуху. В Киренске существуют аэропорт, действующая церковь, старинные купеческие дома, которым около 300 лет. Когда-то здесь была перевалочная база сибирских купцов.

От середины Киренска бросается в глаза резкая смена почвы от красновато-бурой до светло-коричневого глинозема осадочных пород. Обрывистые берега за Киренском имеют серовато-коричневый цвет.

Поселок Алексеевск с одной стороны, с другой — крутые скалы, поросшие лесом. На одном из обрывов стояла виселица, на которой в 20-е годы был повешен красноармеец Алексеев. Проплывали мимо деревни Мутино. Очень старое поселение, сейчас оно заброшено. Стоит несколько домов и полуразваленная церковь, деревянная, маковки покосились. Безмолвие. Проплыли еще немного. Ночуем у деревни Коршуново.

Пятого июня долго не могли выйти, мешал туман. К половине десятого утра тучи стали наконец уходить. Открылся великолепный пейзаж. Река, туман, лучи солнца и домик на берегу. Все в этот день ожидали прохождения так называемых «щек». Это — резкий поворот реки и скалы высотой до 300 м. На одной скале, самой высокой, в 60-х годах жил дед-бакенщик. Когда проплывали суда по реке, то видели, как он сидел, свесив ноги со скалы вниз, и играл на гармошке.

Самое узкое место на реке — «Пьяный бык». Поток зажат в 200-метровом каньоне. В старину здесь проходили купеческие суда с вином, скотом и прочими прелестями. И как-то раз одно из судов с пьяной командой врезалось в эту скалу — отсюда и название.

В обед встали на рейде поселка Визирного. Обычный ленский поселок: пьяные мужчины, беззубые женщины, школа-одиннадцатилетка, в разных классах которой учатся от двух до семнадцати человек, хлеб по 6500 рублей за буханку. Связи с внешним миром никакой, невозможно даже послать телеграмму.

Шестого июня прибыли в Ленск. В Ленске снова разочарование: сутки назад в Якутск ушел сухогруз. Путешественникам было предложено посетить алмазные копи в Мирном. Мы отказались, хотя первоначально именно так и планировали маршрут: от Ленска на Мирный, Вилюйск, Якутск своим ходом по бескрайним просторам Сахи. Но весьма противоречивые данные о состоянии и даже о наличии тамошних дорог убедили нас достичь столицы Якутии по Лене.

Ленск находится на левом берегу реки. Сообщение с внешним миром по воздуху и по воде. Автомобильные дороги идут только в сторону алмазодобывающих районов. В основном население русскоязычное, но в небольшом количестве имеются якуты. Люди покидают город. Грузоперевозки уменьшены, порт пуст, под разгрузкой стоим только мы. Опять задержка. Никто на Якутск не идет. Ждем.

Восьмого июня прошло судно «Сибиряк». Сколько ни уговаривали, брать они нас отказались под предлогом не то спешки, не то отсутствия спасательных кругов. Ждем следующего теплохода с баржей «Ульяна Громова».  В 21.00 она прибыла, и нас быстро загрузили на баржу. Поставили палатку: колом было весло, а оттяжки привязали к мотоциклам. Благоустроились. Затем знакомство с экипажем. Оказывается, их два — один на толкаче, другой на барже, причем они не зависят друг от друга. Получили ряд ценных указаний и ведро, заменяющее гальюн.

Утро было тихое, только шорох волн, трущихся о баржу. Вдоль берегов еще не до конца растаял лед! Во второй половине дня был интересный момент: правый берег Лены несколько километров напоминал барханы какой-нибудь пустыни. Горы песка, уходящие вдаль. Лена незаметно обрела вид равнинной реки шириной до 5 км.

Подходим к Олекминску. Городом, с нашей точки зрения, его можно назвать с натяжкой, но для этих мест он считается крупным населенным пунктом. В этом месте в Лену впадают Бирюк и Олекма. В нескольких километрах от устья в Олекму впадает Чара, и уже вдвоем они устремляются в Лену. Дни бегут незаметно: загораем, смотрим пейзажи, спим, играем в преферанс, общаемся с командой.

Все ждут Ленские столбы. Издалека они казались сплошной стеной, обрывающейся в Лену. Но по мере приближения скалы представали во всем великолепии. Природа постаралась на совесть. Все в восторге от увиденного, хотя погода как назло испортилась.

Поздним вечером 10 июня сквозь сетку противного дождя на горизонте показались огни большого города. Утром причалили в Якутске. Сплав по Лене закончился.

Первые впечатление о городе: прохладно, но все ходят в рубашках с короткими рукавами, очень много якутов, дома стоят на сваях, в автобусах бесплатный проезд, очень симпатичный новый стадион, совершенно нет телефонных автоматов, а бензин АИ-76 предлагается по цене 2900—3000 рублей за 1 литр.

Экспедицию «Дорогами России-97» встретил священник русской православной церкви отец Виктор, с которым мы были знакомы еще по Ирбиту. Он организовал встречу со средствами массовой информации. А устроил экскурсию и приютил нас Валентин Иванович Лозовский, директор спортивно-технического клуба «Сахаавтоспорт». Мы разместились на 5-м километре Вилюйского тракта на территории расформированного «Востокбурвода». Лозовский объездил весь северо-восток. Однажды зимой в составе какой-то экспедиции он добрался наземным транспортом до Уэлена! Ничего подобного я раньше не слышал. Он же сообщил, что можно доехать от Усть-Кута до Якутска вдоль ленских берегов, но «надо знать дорогу». На картах ее, естественно, нет.


Главная ] Экспедиция "Сто дней на Урале" ] Экспедиция "Северный Полюс-94" ] Экспедиция "Дорогами России 97" ] Экспедиция "Камчатка 99" ] По следам Ермака (этап I) ] По следам Ермака (этап II) ] Путешествия на роликах ] "Самая прекрасная дорога" Н. Рундквист ] Сквозь всю Германию "ГеРоллер ХxI" ] Экспедиция "Белуха-2001" ] Экспедиция "Сотый меридиан" ] "The Hundredth meridian" Expedition ]

19.07.01