Этап 3. Гоби, Хангай, Байкал

Идея Цели Этапы Спонсорам

 Этапы 3-5

График движения на этапе: (Этап 3. Гоби, Хангай, Байкал ]

Этап 3. Гоби, Хангай, Байкал

(ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ ЭТАПА ПО ДЕСЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ=7.5)
ДУНЬХУАН (40 ° 07') — КАЧУГ (53 ° 57')
Протяженность — 3585 км
Способы передвижения — вело, пешком

Третий этап стартует в селении Дуньхуан. Попасть в следующий номенклатурный пункт Далайн-Хоб можно двумя путями: через Хунлююань, Маляньцзин и Минший; или, двигаясь на восток вдоль хребта Наньшань, через города Юймынь (Лаоцзюньмяо, население 184 тыс. чел., до 1960 г. — центр нефтяной промышленности Китая), Цзяюйгуань и Цзюцюань (оба имеют население от 30 до 100 тыс. чел. и расположены в 15 км друг от друга на северных склонах гор Циляньшань, система Наньшань). Второй вариант длиннее, но позволяет осмотреть самый западный из сохранившихся остатков Великой Китайской стены и развалины древнего города Хара-Хота в пустыне Алашань.
Великая Китайская стена — грандиозный памятник древнего зодчества. Строительство стены с перерывами велось с IV в. до н.э. до III в. н.э. Ее назначение — защита Китая от нападения кочевников с северо-запада. Длина этого сооружения 4000-5000 км. Ширина стены в нижней части 6,5, в верхней — около 5,5 м. На всем протяжении Великой Китайской стены сооружены казематы для охраны и сторожевые башни, а у главных горных проходов — крепости.
Хара-Хото как город-крепость впервые упоминается в письменных источниках XI в. Поселение располагалось в нижнем течении реки Эдзин-Гол, теряющейся неподалеку от него в пустыне Алашань. В 1226 г. город разрушен Чингисханом. Археологические раскопки активно проводил известный русский путешественник П.К.Козлов в 1908-26 гг. Его находки хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Преградой на пути к селению Далайн-Хоб лежит пустыня Алашань, являющаяся юго-западным сектором пустыни Гоби. Некоторые источники выделяют Алашань в самостоятельный географический объект. Пустыня наклонена к северо-востоку и понижается от 1660 м (Цзюцюань) до 790-820 м (оз. Гашун-Нур). При этом она выглядит мелкосопочником с холмами и увалами до 150-200 м высотой, рассеченными сухими водотоками. Русла обводняются в начале лета, когда происходит интенсивное таяние снегов в хребте Наньшань. В понижениях встречаются пересыхающие озера. На юго-западе пустыни находится крупный массив подвижных песков Бадан-Джарэнг, его отдельные гряды возвышаются на 300-400 м! Остальная часть пустыни местами покрыта примитивными щебнистыми грунтами с элементами степной растительности. Отдельные участки, характерные наличием рогозы, тростника, камыша и т.п., указывают на близость опресненных грунтовых вод. Такие понижения называются цайдамами (сравните с равниной Цайдам). В цайдамах располагаются и немногочисленные населенные пункты. Представители животного мира: сайгаки, зайцы, суслики, тушканчики, черепахи, ящерицы, змеи.
Климат резко континентальный с годовой амплитудой колебания температур до 85°С (январь -40°С, июль +45°С). Осадков за весь год выпадает не более 70 мм.
Трудности пути к селению Далайн-Хоб связаны с дефицитом воды, наличием ядовитых змей и насекомых и сильной жарой. Требуется решить следующие частные вопросы: в каком состоянии находится дорога, идущая через песчаную пустыню (не переметается ли она песком?); где конкретно расположены упомянутые выше подвижные пески Бадан-Джарэнг; и, наконец, является ли жилым само селение Далайн-Хоб и можно ли рассчитывать на пополнение запасов воды в нем? Более общие вопросы таковы: как бороться с жарой, как добывать воду в экстремальной ситуации и что делать в случае ядовитых укусов? Административный вопрос связан с необходимость преодолеть китайско-монгольскую границу, проходящую в 30 км севернее оз. Гашун-Нур. Никаких населенных пунктов поблизости нет, и что представляет собой граница, охраняемая некогда советскими войсками, не понятно.
После границы полупустыня-полустепь поднимается к Гобийскому Алтаю. Мелкосопочник постепенно превращается в среднегорье. Дорога, соединяющая Даланзадгад, центр аймака Умнеговь, с последним (для нас — первым) монгольским селением Гурвантэс, идет среди разрозненных хребтов на высоте 1800-2200 м. Пространство между хребтами занято сухими долинами, солончаками и участками песчаных пустынь. Таков Гобийский Алтай. С набором высоты пустынная растительность сменяется степной. Проблемы с водой сохраняются, хотя вся карта испещрена названиями колодцев. Но как их искать в бескрайней пустыне, если они не окружены оазисами?
Климат сухой, резко континентальный, средняя температура июля +18-20°С.
Район Гобийского Алтая отличается повышенной сейсмичностью. Возможно восхождение на вулкан Ноён-Уул (2397 м), возвышающийся в 4 км от дороги Гурвантэс — Даланзадгад. Кстати, вулкан может быть использован в качестве ориентира при движении от озера Гашун-Нур.
На участке Даланзадгад-Арвайхээр состояние дорог неудовлетворительное. Следует рассчитывать на 80-120 км полного бездорожья по солончакам и пустыне. Дорога сначала пересекает долину Озер, в частности, идет рядом с пересыхающим соленым озером Улаан-Нуур, затем устремляется по долине Онгийн-Гола. В крайнем случае, весь этот отрезок пути можно объехать через Улан-Батор.
Пересечение пустыни Гоби в Арвайхээре можно считать законченным. Дальнейший путь идет вдоль северных отрогов нагорья (хребта) Хангай. Все нагорье при ширине около 200 км простирается на 700 км с северо-запада на юго-восток. Высшая вершина г. Отхон-Тенгри достигает 4021 м. Вершины в основном плоские, прорезанные широкими речными долинами, лежащими на высотах до 1800-2200 м. У подножий гор разнотравно-злаковые степи, выше — отдельные лесные массивы, включающие лиственницу, сосну, березу, кедр.
От озера Тэрхийн-Цаган-Нур (2060 м) дорога последовательно переваливает через хребты Тарбагатай (пер. Солонготын-Даба, 2500 м) и Булнай-Нуру (пер. Халзан-Согоотын-Даба, 2267 м). Дороги вряд ли по качеству превосходят российские аналоги вроде Колымской трассы, поэтому надо быть готов к бродам, мелким ремонтам дороги и к восстановлению мостов. Таят в себе опасности и крутые перевальные участки. Населенных пунктов в окрестностях мало.
Леса занимают пояс примерно между 2200 и 2600 м над уровнем моря, долины имеют степной характер. Проблемы с добычей воды остались позади. Климат все больше напоминает умеренный российский: средняя температура июля +14-16°С, в любое время года возможны значительные осадки.
Озеро Хубсугул (длина 134 км, ширина до 35 км, площадь 2620 км2, 1645 м над уровнем моря, максимальная глубина 238 м) лежит в межгорной впадине, вытянутой с юга на север. Берега преимущественно высокие, обрывистые, покрыты лесами, включающими лиственницу, сосну, березу. Замерзает озеро с декабря по май. Богато рыбой: ленок, хариус. Ранее Хубсугул составлял часть транспортного пути из России: через все озеро проходила паромная переправа (от Хатгала до Ханха). В последние годы (данные нуждаются в проверке) проезжая дорога существует вдоль восточного берега озера.
От Ханха в северной части Хубсугула до монгольско-российской границы всего 20 км. Пограничным является перевал Мунгийн-Даба (1836 м). Экспедиция на территории Иркутской области. В глубь России идет хорошая асфальтированная дорога. Шоссе придерживается правого берега Иркута, имеет восточное направление. Слева возвышаются скалистые вершины Тункинских Гольцов (хребет входит в систему гор Восточного Саяна), справа — западная оконечность хребта Хамар-Дабан. Непосредственно перед Байкалом дорога, до этого все время шедшая под уклон, взбирается на невысокий перевал и скатывается в поселок Култук, стоящий на крайнем западном берегу знаменитого озера, а за одно и на Транссибирской магистрали. Качество автомагистрали М-53 на отрезке Култук-Иркутск еще выше.
Озеро Байкал (длина 636 км, ширина до 48 км, площадь 31500 км2, 456 м над уровнем моря, максимальная глубина 1620 м) обладает пятой часть все мировых запасов пресной воды (без учета ледников), одно из красивейших озер планеты. Эффектные гористые берега покрыты хвойным лесом и образуют множество уютных бухточек, украшенных скальными изваяниями. Температура воды в озере в самый теплый летний месяц (август) не превышает +9-12°С, однако на прибрежном мелководье может прогреваться до +20°С.
Климат в районе Байкала континентальный: средняя температура июля +17-19°С, осадки умеренные, наибольшая часть их выпадает в конце лета и в начале осени. Самое неприятное, что может ожидать участников экспедиции — дождь и обилие гнуса.
Растительность представлена лиственничными, сосновыми, кедровыми, пихтовыми и еловыми лесами. В долинах рек попадаются степные участки. В горах выше границы леса (1500-1600 м) встречается труднопроходимый кедровый стланик и представители тундровой флоры. Леса богаты пушными (соболь, белка, колонок) и копытными (изюбр, косуля, лось) зверями. В Байкале и реках — ценные виды рыбы (омуль, хариус, сиг, таймень).
Иркутск (616 тыс. чел.) расположен в месте впадения реки Иркут в Ангару в 70 км от Байкала. Как острог был образован в 1661 г., с 1803 г. — резиденция генерал-губернатора Сибири. Центральная часть города со старинными кварталами и красивыми современными постройками расположена на правом берегу Ангары. Определенный интерес могут представлять планетарий, краеведческий и художественный музеи.
Из Иркутска выезжаем через район Марата в северном направлении на Усть-Ордынский по магистрали Р-418. Поселок городского типа Усть-Ордынский — центр Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, расположен в 62 км от Иркутска. Кругом холмистая местность и лесостепи. За административным центром дорога постепенно ветшает, через 70-75 км переваливает из бассейна Куды в бассейн Лены (река Ходанца, после нескольких сливаний называется Манзурка). В 20 км от населенного пункта Качуг Манзурка впадает в Лену. Здесь на одной из Ленских проток стоит поселок с названием Исеть (так именуется река, на которой расположен наш родной Екатеринбург). В поселке Качуг, расположенном на обоих берегах Лены заканчивается шоссе Р-418, а с ним и третий этапэкспедиции «Сотый меридиан» ».

  Back Home Next
Главная ] Экспедиция "Сто дней на Урале" ] Экспедиция "Северный Полюс-94" ] Экспедиция "Дорогами России 97" ] Экспедиция "Камчатка 99" ] По следам Ермака (этап I) ] По следам Ермака (этап II) ] Путешествия на роликах ] "Самая прекрасная дорога" Н. Рундквист ] Сквозь всю Германию "ГеРоллер ХxI" ] Экспедиция "Белуха-2001" ] Экспедиция "Сотый меридиан" ] "The Hundredth meridian" Expedition ]

19.07.01