График движения на этапе: [ Этап 6. Котуй ]
Этап 6. КОТУЙ
(ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ ЭТАПА ПО ДЕСЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ=6.5)
Тура (64 ° 16') — ХАТАНГА (71 ° 58')
Протяженность — 1395 км
Способы передвижения — пешком, сплав
С северо-восточной окраины Туры уходит автозимник. Дорога карабкается на правобережные нижнетунгусские холмы. Это — южный край плато Сыверма, входящего в массив Среднесибирского плоскогорья. Горы покрыты все тем же лиственничным лесом, но на пологих вершинах он может редеть, уступая место элементам тундровой растительности. Также следует отметить, что на плато Сыверма некогда бушевали страшные пожары, оставившие тысячи квадратных километров пепелищ.
Скорее всего, через десяток километров зимник потеряется. Экспедиция продолжает движение пешком в северо-восточном направлении к устью реки Унтуун (левый приток Кочечума). В устье Уутуна (75 км от Туры) дневка и строительство катамарана для переправы через реку Кочечум.
Следующие 75 км идем строго на север по азимуту в стиле «туповатой прямолинейности». Последние 15 км перед очередным свиданием с Кочечумом пересекаем местность, характерную наличием карста. К Кочечуму подходим в устье р. Гуткэнгдэ. Прямо напротив него некое (скорее всего его останки) одноименное зимовье. Не исключен вариант движения с азимутом 340°, выходом к реке Гуткэнгдэ в 25 км выше устья, сплавом по ней. В любом случае второго строительства катамарана для повторной переправы через Кочечум не избежать, поэтому такой вариант вполне логичен. Вблизи устья на Гуткэнгдэ имеются пороги.
После второй дневки на левом берегу Кочечума идем дальше на север. Характер местности прежний. Через два дня подходим к реке Овгог, еще через два — достигаем озера Хологу-Воеволи, от северного края которого начинается сплав по Воеволихану. На восточном берегу озера по данным карты находится изба.
На всем своем протяжении Воеволихан чудовищно петляет по низменности, лежащей к северо-востоку от возвышенности Умным (Сыверма). Обилие озер и заболоченные берега гарантируют неизбежности активного применения весел. Речи о подвесных моторах быть не может, поскольку на всем протяжении шестого этапа нет ни одного населенного пункта.
Котуй. Длина реки 1409 км, площадь бассейна 176 тыс. км2. Берет начало на плато Путорана. Местами Котуй спокоен и извилист, местами быстр и порожист. Замерзает в конце сентября — первой половине октября. Перед замерзанием на реке обычно межень. Два последних обстоятельства могут существенно осложнить нам жизнь, поскольку финиш в Хатанге запланирован именно на конец сентября, а межень будет способствовать замедлению скорости течения реки. Придется использовать круглосуточный сплав на надувном средстве в 1,5-2 раза превышающем по площади традиционный катамаран. На судне необходимо установить палатку, тент, организовать очаг. Необходим основательный запас теплой одежды, поскольку на воде под дождем (снегом) и ветром чрезвычайно дискомфортно. В случае крайней необходимости (река встала) Хатанга будет достигнута пешком.
О климате. В сентябре наиболее вероятны температуры +3-8°С в начале месяца до -5-7°С в конце. В течение всего периода более чем вероятны ежедневные ночные заморозки, осадки в виде дождя, снега и мокрого снега. Столь же вероятны и отдельные погожие дни с возвратами тепла до +10°С и сухой погодой.
Практически весь этап проходит в зоне светлохвойной тайги (даурская лиственница). Наиболее распространенные представители фауны: лось, заяц, бурый медведь, росомаха. Много глухарей и рябчиков. Котуй и его притоки очень богаты хариусом, тайменем, ряпушкой, омулем, муксуном, нельмой, гольцом. Последнее обстоятельство при хорошей погоде способно перевести этап в разряд приятного отдыха.
С точки зрения административно территориального деления, Котуй приведет экспедицию из Эвенкии в Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ. Село Хатанга (5,6 тыс. чел.), центр Хатангского района. Основан русскими промысловиками в 1626 г. В поселке: порт, рыбзавод, геологическая экспедиция, тепличное хозяйство. Наиболее продвинутым предприятием является авиаотряд, обслуживающий весь арктический бассейн, включая полеты на Северный полюс.
|